Над артиллерийскими складами в Удмуртии, которые называются арсенал № 102, дым рассеялся, но главная тайна — почему же взорвались десятки тонн боеприпасов по-прежнему покрыта полным мраком.
Ее, тайну, начинают охранять уже на выезде из Ижевска на трассе, ведущей в сторону поселка Пугачева, за которым в лесу и находились хранилища боеприпасов. Многочисленные наряды ГИБДД, стоящие едва ли не на каждом километре, заворачивают автомобили на объездные дороги — им так приказали: «Не пускать!» Вот они и не пускали. Но милиционеры тоже люди и автомобилям с журналистами проезжать разрешали и в пятницу, и в субботу. Их военную тайну хранить не учили. Тем более, что страшную, да еще чужую...
Учили других, но их в зане поражения разлетевшимися на десятки километров снарядами и ракетами, похоже не было. Были те, кому велели не разглашать. Говорят, что шила в мешке не утаишь.Еще как утаишь! Практически аналогичные взрывы на артиллерийских складах в Ульяновске и Башкирии пока не получили имен своих «организаторов». Это после взрыва в аэропорту «Домодедово» президент приказал найти и наказать террористов — их нашли и наказали. В армии после взрывов никого особо и не ищут. Ну, улетели в воздух десятки (если не сотни) миллионов рублей, да всего-то делов — расход боеприпасов, который можно списать, как после какой-нибудь маленькой, но победоносной войны. Тем более, что не впервой.
Полагаю, что заранее известны и «стрелочники» - в первую очередь начальник 102-го арсенала МО полковник Юрий Банин (еще несколько дней назад он считался лучшим по службе), его замы, пренепременно найдется какой-нибудь прапорщик, ну и для ровного счета солдат-срочник, чего-то там недоглядевший. Тему закроют восстановлением жилого городка (ох, сколько там своровать можно!) и компенсациями пострадавшим. И — тишина... до следующего взрыва?
Коллега-журналист еще в день взрыва спросил: «А знаешь, где находится следующий под номером 103 арсенал? В Саранске. Неподалеку от дома, где я недавно квартиру купил! Теперь он на очереди?» В доле этой немного нервной шутки было и реальное опасение. Ну если у нас склады рвутся с завидной регулярностью, то почему за 102-м не последует 103-й? (тьфу-тьфу!). Вообще, нормальная ситуация, да? Народ стал бояться соседства со своей армией, которая его защищает. Это раньше солдатики могли яблок натырить за забором части или драку с местными парнями из-за девушек устроить на дискотеке. Цветочки по сравнению с нынешними взрывами складов. Кстати, только на территории, где дислоцируется Центральный военный округ находится 22 подобных арсенала. Может и не таких крупных, как под Ижевском, но их соседство теперь для мирных жителей — как игра в русскую рулетку. Какой взлетит на воздух следующим? А в том, что взлетит — уже никто из местного населения не сомневается. Такой здоровый оптимизм у нашего народа...
В военном городке п/о «Пугачево», где проживал обслуживающий персонал 102-го арсенала тоже не сомневались, что «что-нибудь случится». По крайней мере, именно люди из гражданского персонала, а их здесь вместе с членами семей проживало более двух тысяч человек.
- Все говорили, что что-то должно случиться, - говорит Сергей Байраншин. - Ну бардак же был. И сигареты, и мобильные телефоны за второе КПП проносили, курили на территории технической зоны. Да и отношение офицеров было какое-то безалаберное к службе.Ощущение беды два последних года буквально висело в воздухе. А когда начался пожар и потом начались взрывы, так военные первыми удрали.
Вечером 2 июня, когда земля стала дыбиться под ногами, отсюда бежали все. Впрочем, все по разному. Кто-то, как герои фильма «Волга-Волга» с криками: «Спасайся кто может!» , забывая даже престарелых родственников. Кто-то помогал выбраться из зоны разрушения (а тут осколки в буквальном смысле слова свистели у виска) даже незнакомым людям.
- Командир базы Банин молодец, - говорит служащий арсенала Михаил. - Вот он все делал, чтобы скорее эвакуировать людей. Но что он мог сделать, когда практически вся техника находилась там, где все горело и взрывалось? Тем не менее, он смог организовать своих подчиненных, чтобы эвакуировать людей.
Особенно отличились солдаты-срочники. Выбежав за территорию своей части через КПП-1, многие из них (большей частью призывники из местных) помогали людям поскорее покинуть засыпаемую болванками и осколками территорию (некоторые ушли по лесным тропинкам едва ли не за 20 километров!). Может именно поэтому удалось избежать многочисленных жертв среди мирного населения.
А вот автобусы и другой транспорт для эвакуации людей прибыли в Пугачево лишь через несколько часов...
- Вначале показалось, что землетрясение началось — такие удары снизу пошли, что и на ногах устоять было невозможно, - вспоминает служащий Андрей Мерзляков. - Потом раздались взрывы на арсенале и все стали убегать в сторону шоссе через поселок. Можно было бы эвакуироваться и спокойнее, но когда на складах начался пожар, то никто не включил сирену, предупреждающую об опасности. Гореть-то начало раньше, чем взрываться...
Что стало причиной пожара на 102-м арсенале — предстоит выяснить следствию. Об этом говорят и замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков, и командующий войсками ЦВО генерал-лейтенант Владимир Чиркин, и начальник Приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин, и все прочие официальные представители, которые оказались в районе поселка Пугачева в Удмуртии после взрыва. Да и что другое можно сейчас от них услышать, когда на территории арсенала все еще раздаются пусть уже и редкие, но взрывы боевых снарядов?
- Прокуратура отрабатывает версии, следствие будет тщательным и обстоятельным, - заверил журналистов главный прокурор Центрального военного округа Евгений Иванов,
В общем, как говорил слепой — посмотрим. Ладно, следствие, возможно, и разберется. Ну, как сможет, так и разберется. А вот что делать с людьми, которые пострадали от внезапной «стихии» взорвавшегося склада? Теми, кто лишился жилья, у кого взрывной волной повышибало окна с косяками, порушило заборы, постройки? Пока они остались сами наедине со своей бедой — сами откапывают в развалинах домашний скарб, уже тюкают молотками, восстанавливая порушенное жилище.
- Барсика вот нашего нашли, - роняет слезу Лилия Тимофеева, передавая двухмесячного котенка своему сыну Максиму. - Двое суток тут один оставался. Сейчас даже молоко не пьет, все за мной ходит...
Котенок взрывы пережил и опять обрел хозяев. А вот сами люди не особо надеются на постороннюю помощь. Хотя им и пообещали — на самом высоком уровне. Правда, военные почему-то отмалчиваются. Видимо пытаются понять: «Ой, а что это мы тут опять наделали? Как-то неудобно получилось...»
- Человеческих жертв удалось избежать потому, что 102-й арсенал был хорошо оборудован системами безопасности, - поясняет официальный представитель ЦВО полковник Ярослав Ращупкин. - Хранилища были обвалованы и заглублены, окружены четырьмя контурами безопасности. Большая часть ударной волны ушла вверх.
Пока версиям взрыва и возможным его последствиям на военном арсенале в Удмуртии еще предстоит «отрабатываться», можно констатировать тот факт, что уж с чем-чем, а с ликвидацией катастроф мы бороться научились. В регион были оперативно стянуты силы МЧС, которые сразу же приступили к локализации пожара. Спасатели задействовали два самолета Ил-76, которые поливали с воздуха водой периметр арсенала, а вертолеты — три Ми-8 и один Ми-26 наносили водой «точечные удары» по горящим хранилищам боеприпасов.
- В операции задействованы 874 спасателя и 195 единиц техники, - рассказал «КП» начальник МЧС по Удмурдской республике генерал Петр Фомин. - Этих сил и средств вполне достаточно для ликвидации последствий пожара на складах. Свою задачу мы выполним.
Надо отдать должное и сотрудникам МВД, которые смогли обеспечить порядок в жилых поселениях вблизи взрывов. Корреспонденты «КП» сами видели их работу — хотя полицейские (в милицейской еще форме) в касках ярко салатового цвета и выглядели несколько не по военному, но именно они сумели установить порядок в покинутых жителями населенных пунктах и контролировали все улицы и дома. И мародеров ловили...
- Мародеров не было, - говорит начальник пресс-службы республиканского МВД полковник Эльвира Марковина. - Факты хищения имущества расценивались нами как кражи, большей частью подпадающие под статью 158 УК. Без этого не обошлось. Одного молодого человека задержали с украденным ящиком... настойки боярышника на спиртовом растворе. Позже в его огороде изъяли украденный телевизор и два телефона.
Получается, что все молодцы, кроме самих виновников взорвавшегося арсенала — военных? В ликвидации последствий они, на самом деле, были впереди всех — там где еще все горело и рвалось. Чью-то вину замаливали? Прикрытые лишь касками и бронежилетами саперы, управляющие роботами-разведчиками и роботами-саперами офицеры, находящиеся в зоне поражения осколками. Они делали свою обычную военную работу. За чьи-то ошибки.
- Мы под Уфой (взрыв артсклада в Башкирии) работали, сейчас здесь должны помочь, это нормально, - говорит подполковник-сапер лет тридцати с небольшим с уже седым ежиком волос на голове.
Для офицера, профессия которого не предполагает права на ошибку, это и впрямь нормально. Но почему только для него и его коллег, а не тех, кто эту ошибку допустил?
...Вечером в субботу над поселком Пугачево прошел длительный ливневый дождь, который окончательно затушил дымящиеся хранилища оружейного арсенала. Небесные силы тоже вмешались в исправление ошибок?
Ее, тайну, начинают охранять уже на выезде из Ижевска на трассе, ведущей в сторону поселка Пугачева, за которым в лесу и находились хранилища боеприпасов. Многочисленные наряды ГИБДД, стоящие едва ли не на каждом километре, заворачивают автомобили на объездные дороги — им так приказали: «Не пускать!» Вот они и не пускали. Но милиционеры тоже люди и автомобилям с журналистами проезжать разрешали и в пятницу, и в субботу. Их военную тайну хранить не учили. Тем более, что страшную, да еще чужую...
|
Учили других, но их в зане поражения разлетевшимися на десятки километров снарядами и ракетами, похоже не было. Были те, кому велели не разглашать. Говорят, что шила в мешке не утаишь.Еще как утаишь! Практически аналогичные взрывы на артиллерийских складах в Ульяновске и Башкирии пока не получили имен своих «организаторов». Это после взрыва в аэропорту «Домодедово» президент приказал найти и наказать террористов — их нашли и наказали. В армии после взрывов никого особо и не ищут. Ну, улетели в воздух десятки (если не сотни) миллионов рублей, да всего-то делов — расход боеприпасов, который можно списать, как после какой-нибудь маленькой, но победоносной войны. Тем более, что не впервой.
Полагаю, что заранее известны и «стрелочники» - в первую очередь начальник 102-го арсенала МО полковник Юрий Банин (еще несколько дней назад он считался лучшим по службе), его замы, пренепременно найдется какой-нибудь прапорщик, ну и для ровного счета солдат-срочник, чего-то там недоглядевший. Тему закроют восстановлением жилого городка (ох, сколько там своровать можно!) и компенсациями пострадавшим. И — тишина... до следующего взрыва?
|
Коллега-журналист еще в день взрыва спросил: «А знаешь, где находится следующий под номером 103 арсенал? В Саранске. Неподалеку от дома, где я недавно квартиру купил! Теперь он на очереди?» В доле этой немного нервной шутки было и реальное опасение. Ну если у нас склады рвутся с завидной регулярностью, то почему за 102-м не последует 103-й? (тьфу-тьфу!). Вообще, нормальная ситуация, да? Народ стал бояться соседства со своей армией, которая его защищает. Это раньше солдатики могли яблок натырить за забором части или драку с местными парнями из-за девушек устроить на дискотеке. Цветочки по сравнению с нынешними взрывами складов. Кстати, только на территории, где дислоцируется Центральный военный округ находится 22 подобных арсенала. Может и не таких крупных, как под Ижевском, но их соседство теперь для мирных жителей — как игра в русскую рулетку. Какой взлетит на воздух следующим? А в том, что взлетит — уже никто из местного населения не сомневается. Такой здоровый оптимизм у нашего народа...
В военном городке п/о «Пугачево», где проживал обслуживающий персонал 102-го арсенала тоже не сомневались, что «что-нибудь случится». По крайней мере, именно люди из гражданского персонала, а их здесь вместе с членами семей проживало более двух тысяч человек.
- Все говорили, что что-то должно случиться, - говорит Сергей Байраншин. - Ну бардак же был. И сигареты, и мобильные телефоны за второе КПП проносили, курили на территории технической зоны. Да и отношение офицеров было какое-то безалаберное к службе.Ощущение беды два последних года буквально висело в воздухе. А когда начался пожар и потом начались взрывы, так военные первыми удрали.
Вечером 2 июня, когда земля стала дыбиться под ногами, отсюда бежали все. Впрочем, все по разному. Кто-то, как герои фильма «Волга-Волга» с криками: «Спасайся кто может!» , забывая даже престарелых родственников. Кто-то помогал выбраться из зоны разрушения (а тут осколки в буквальном смысле слова свистели у виска) даже незнакомым людям.
|
- Командир базы Банин молодец, - говорит служащий арсенала Михаил. - Вот он все делал, чтобы скорее эвакуировать людей. Но что он мог сделать, когда практически вся техника находилась там, где все горело и взрывалось? Тем не менее, он смог организовать своих подчиненных, чтобы эвакуировать людей.
Особенно отличились солдаты-срочники. Выбежав за территорию своей части через КПП-1, многие из них (большей частью призывники из местных) помогали людям поскорее покинуть засыпаемую болванками и осколками территорию (некоторые ушли по лесным тропинкам едва ли не за 20 километров!). Может именно поэтому удалось избежать многочисленных жертв среди мирного населения.
А вот автобусы и другой транспорт для эвакуации людей прибыли в Пугачево лишь через несколько часов...
- Вначале показалось, что землетрясение началось — такие удары снизу пошли, что и на ногах устоять было невозможно, - вспоминает служащий Андрей Мерзляков. - Потом раздались взрывы на арсенале и все стали убегать в сторону шоссе через поселок. Можно было бы эвакуироваться и спокойнее, но когда на складах начался пожар, то никто не включил сирену, предупреждающую об опасности. Гореть-то начало раньше, чем взрываться...
|
Что стало причиной пожара на 102-м арсенале — предстоит выяснить следствию. Об этом говорят и замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков, и командующий войсками ЦВО генерал-лейтенант Владимир Чиркин, и начальник Приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин, и все прочие официальные представители, которые оказались в районе поселка Пугачева в Удмуртии после взрыва. Да и что другое можно сейчас от них услышать, когда на территории арсенала все еще раздаются пусть уже и редкие, но взрывы боевых снарядов?
- Прокуратура отрабатывает версии, следствие будет тщательным и обстоятельным, - заверил журналистов главный прокурор Центрального военного округа Евгений Иванов,
В общем, как говорил слепой — посмотрим. Ладно, следствие, возможно, и разберется. Ну, как сможет, так и разберется. А вот что делать с людьми, которые пострадали от внезапной «стихии» взорвавшегося склада? Теми, кто лишился жилья, у кого взрывной волной повышибало окна с косяками, порушило заборы, постройки? Пока они остались сами наедине со своей бедой — сами откапывают в развалинах домашний скарб, уже тюкают молотками, восстанавливая порушенное жилище.
- Барсика вот нашего нашли, - роняет слезу Лилия Тимофеева, передавая двухмесячного котенка своему сыну Максиму. - Двое суток тут один оставался. Сейчас даже молоко не пьет, все за мной ходит...
Котенок взрывы пережил и опять обрел хозяев. А вот сами люди не особо надеются на постороннюю помощь. Хотя им и пообещали — на самом высоком уровне. Правда, военные почему-то отмалчиваются. Видимо пытаются понять: «Ой, а что это мы тут опять наделали? Как-то неудобно получилось...»
- Человеческих жертв удалось избежать потому, что 102-й арсенал был хорошо оборудован системами безопасности, - поясняет официальный представитель ЦВО полковник Ярослав Ращупкин. - Хранилища были обвалованы и заглублены, окружены четырьмя контурами безопасности. Большая часть ударной волны ушла вверх.
Пока версиям взрыва и возможным его последствиям на военном арсенале в Удмуртии еще предстоит «отрабатываться», можно констатировать тот факт, что уж с чем-чем, а с ликвидацией катастроф мы бороться научились. В регион были оперативно стянуты силы МЧС, которые сразу же приступили к локализации пожара. Спасатели задействовали два самолета Ил-76, которые поливали с воздуха водой периметр арсенала, а вертолеты — три Ми-8 и один Ми-26 наносили водой «точечные удары» по горящим хранилищам боеприпасов.
- В операции задействованы 874 спасателя и 195 единиц техники, - рассказал «КП» начальник МЧС по Удмурдской республике генерал Петр Фомин. - Этих сил и средств вполне достаточно для ликвидации последствий пожара на складах. Свою задачу мы выполним.
Надо отдать должное и сотрудникам МВД, которые смогли обеспечить порядок в жилых поселениях вблизи взрывов. Корреспонденты «КП» сами видели их работу — хотя полицейские (в милицейской еще форме) в касках ярко салатового цвета и выглядели несколько не по военному, но именно они сумели установить порядок в покинутых жителями населенных пунктах и контролировали все улицы и дома. И мародеров ловили...
- Мародеров не было, - говорит начальник пресс-службы республиканского МВД полковник Эльвира Марковина. - Факты хищения имущества расценивались нами как кражи, большей частью подпадающие под статью 158 УК. Без этого не обошлось. Одного молодого человека задержали с украденным ящиком... настойки боярышника на спиртовом растворе. Позже в его огороде изъяли украденный телевизор и два телефона.
Получается, что все молодцы, кроме самих виновников взорвавшегося арсенала — военных? В ликвидации последствий они, на самом деле, были впереди всех — там где еще все горело и рвалось. Чью-то вину замаливали? Прикрытые лишь касками и бронежилетами саперы, управляющие роботами-разведчиками и роботами-саперами офицеры, находящиеся в зоне поражения осколками. Они делали свою обычную военную работу. За чьи-то ошибки.
- Мы под Уфой (взрыв артсклада в Башкирии) работали, сейчас здесь должны помочь, это нормально, - говорит подполковник-сапер лет тридцати с небольшим с уже седым ежиком волос на голове.
Для офицера, профессия которого не предполагает права на ошибку, это и впрямь нормально. Но почему только для него и его коллег, а не тех, кто эту ошибку допустил?
...Вечером в субботу над поселком Пугачево прошел длительный ливневый дождь, который окончательно затушил дымящиеся хранилища оружейного арсенала. Небесные силы тоже вмешались в исправление ошибок?
Комментариев нет:
Отправить комментарий